Окинава
В истории развития староокинавского каратэ выделяется пять основных периодов:
До 1372 года искусство Окинава тэ и Кобудо развивается как классический вид окинавского единоборства. Торговые отношения между Окинавой и Китаем существовали в течение нескольких столетий. В 1372 году происходит событие оказавшее огромнейшее влияние не только на развитие Окинава тэ, но и на всю историю Окинавы. Император Окинавы Сатто добровольно соглашается стать вассалом Китая. По китайским законам того времени товары произведенные в странах, являющихся протекторатом Китая, не облагались пошлинами. Китай также был обязан в случае войны защищать страны, находящиеся под его покровительством. Делегация Окинавы подписала в Пекине договор с императором Ханг Ву Тай (династия Мин). В 1393 году происходит «санье року сэй» — «тридцать шесть семей». Большая группа китайцев основывает на Окинаве Куми мурэ — поселение недалеко от города Наха. Выражение «тридцать шесть семей» не означает количество переселенцев, в средневековом Китае этот иероглиф обозначал большую группу людей. Переселенцы приехали не как завоеватели. Среди них были художники, ремесленники, мореплаватели. Они обучали окинавцев китайской письменности, образованию, искусству. Среди них была большая группа людей, владевших цюань фа (китайские системы боя) . Молодежь с удовольствием начинает изучать новый вид боевого искусства. Именно в те годы начинается соединение цюань фа и то дэ (окинавские боевые искусства), в результате которого возникло староокинавское каратэ — боевое искуство, равного которому нет. Протекторат Китая над Окинавой продолжался более 200 лет. Китайская императорская династия не вмешивалась во внутренние дела Окинавы. Сотрудничество с Китаем принесло на Окинаву передовые на тот момент системы образования, экономики, возможность активной торговли. Окинавские императоры посылали своих дипломатов, правительственных чиновников учиться в Китай. К 1600 году династия Мин повержена. Китай захвачен монгольскими завоевателями. Этим решил воспользоваться глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса. С разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Император Окинавы Се Ней был низложен. Небольшая группа верных императору людей открыто выступила против Сацума. Их схватили и приговорли к смерти. На кострах установили несколько огромных котлов с кипящей водой и бросили их туда живыми. Окинавцы, наблюдавшие за казнью, создали символ — три закручиваюшихся капли в середине круга который напоминал им воронку, образовывающуюся в котле с кипятком в тот момент когда туда бросали человека. «Хидари гомон» стал символом борьбы жителей Окинавы против японских самураев, а впоследствии символом Окинава тэ. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. (Подробнее раздел История — оккупация Японией). В 1875 году заканчивается официальная оккупация клана Сацума. Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы. Примерно в это же время искусство Окинава тэ приобретает современные очертания. В 1936 году в городе Наха проходит конференция на которой представители различных стилей и школ староокинавского каратэ решают создать федерацию Окинава тэ. Причем решено не создавать единый стиль Окинава тэ, а сохранять все существующие стили и школы классического староокинавского каратэ.
С этого момента начинается современная история Окинава тэ — воинского искусства, имеющего тысячелетнюю историю и вобравшего в себя все самое лучшее из двух величайших направлений боевых искусств.
|